В этой статье поговорим о вентиляции гаража. Выясним, какие функции выполняет вентиляция для поддержания комфортного микроклимата в помещении. Рассмотрим нормы, которых следует придерживаться при проектировании вентиляции в гараже, а также виды вентиляционных систем. Дадим краткие советы по монтажу и по тому, как правильно выбрать тип вентиляции для конкретного сооружения.

Функции вентиляции в гараже
Гараж — отличное решение для автомобиля, которое позволяет защитить машину от осадков, палящего солнца, сильного ветра и других неблагоприятных условий.
Однако для того, чтобы сохранить не только «здоровье» транспортного средства, но и собственное хорошее самочувствие на долгие годы, целесообразно организовать в гараже правильный микроклимат с помощью вентиляции.
Удаление выхлопных газов и токсичных веществ
Работающий двигатель автомобиля выделяет угарный газ (CO), который в замкнутом пространстве быстро достигает опасной концентрации. Если завести машину в закрытом гараже без вентиляции, через несколько минут воздух станет токсичным, что может привести к отравлению.

Более того, гараж часто используется для хранения топлива, красок и масел, которые испаряют вредные вещества внутри помещения. Если долго держать канистру с бензином в плохо проветриваемом гараже, пары будут скапливаться, создавая взрывоопасную ситуацию.
Снижение влажности
В зимнее время года на подкрылках, днище и колёсах автомобиля остаётся огромное количество снега. Впоследствии он начинает таять. В результате появляются лужи, которые при отсутствии вентиляции повышают уровень влажности, что способствует ускоренной коррозии кузова и металлических узлов автомобиля.

Кроме того, конденсат и застойный воздух ведут к образованию плесени и грибков, которые портят интерьер гаража и хранящиеся в нём вещи: стены и потолок медленно разрушаются, инструменты из металла ржавеют, деревянные стеллажи разбухают от сырости, запчасти и шины постепенно приходят в негодность.
Рост плесени и грибка представляет угрозу не только для конструкций гаража, но и для здоровья автолюбителей. Вдыхая воздух, в котором содержатся вредные споры, человек рискует развитием аллергических реакций и обострением астмы.

Также, если долго находиться в сыром гараже без вентиляции, то можно почувствовать утомляемость, головную боль, нарушение концентрации. Эти симптомы проявляются при недостатке кислорода во влажном воздухе.
Нормы и требования для вентиляции в гараже
Нормативные требования АВОК предусматривают воздухообмен 180 м³/ч на каждый легковой автомобиль, хранящийся в помещении гаража.
При этом зарубежные специалисты говорят, что рекомендуемая кратность воздухообмена варьируется от 6 до 10. Это значит, что воздух должен совершать полный цикл обновления такое количество раз.
Чтобы рассчитать воздухообмен, необходимо знать размеры гаража — его площадь и высоту потолков.
Например, длина — 6 м, ширина — 4 м, высота — 3 м.
В этом случае объём воздуха в помещении составит:
6 * 4 * 3 = 72 м³
Если в гараже паркуется одно транспортное средство, то для обеспечения эффективной вентиляции достаточно будет кратности, равной 6:
72 * 6 = 432 м³/ч
Если гараж используется не только для хранения, но и с целью технического обслуживания машины, тогда для помещения могут предъявляться увеличенные требования по показателям вентиляции.
Естественная вентиляция в гараже
Этот тип вентиляции является самым простым и доступным способом организации воздухообмена. Он работает за счёт естественной циркуляции воздушных масс, вызванной разницей температур и давления внутри и снаружи помещения.
Иными словами, воздух внутри помещения почти всегда теплее, чем снаружи. Чем выше температура воздуха, тем меньше его масса, следовательно, тяжёлый холодный воздух вытесняет лёгкий тёплый, попутно удаляя нежелательные частицы выхлопного и углекислого газов.
Такой способ не требует затрат на монтаж сложного оборудования и электроснабжение, что делает его очень экономичным.
Организация естественной вентиляции в гараже
Для обеспечения естественной вентиляции необходимо, прежде всего, рассчитать сечение воздуховодов, исходя из объёма помещения, и проделать два вентиляционных отверстия: приточное и вытяжное.
Приточное отверстие нужно для подачи свежего воздуха. Оно должно располагаться внизу гаражного здания, лучше всего с наветренной стороны. Высота от нижнего края планировочной отметки пола — не ниже 10 см.
Для регионов, где зимой выпадает много осадков, рекомендуется размещать отверстие на расстоянии 30 см от уровня грунта, чтобы избежать риска попадания снега в трубу. Дополнительно можно защитить воздуховод специальной сеткой, которая поможет не только от снега, но и частично от пыли и мусора.
Канал приточного отверстия может быть выполнен в форме буквы Г со встроенной решеткой-жалюзи наверху. Жалюзийную решётку рекомендуется использовать, поскольку она позволит регулировать поступление нужного количества воздуха.

Альтернативный вариант исполнения приточных отверстий — обычные вентиляционные решётки, которые монтируются прямо в ворота гаража. Однако для достижения эффективного воздухообмена в этом случае потребуется сечение решёток, в два-три раза превышающее диаметр трубы для вытяжки.
Вытяжное отверстие необходимо для удаления отработанного воздуха. Его расположение должно быть противоположным приточному каналу — желательно размещать их как можно более удалённо друг от друга. Сам монтаж осуществляется на высоте 10 см от уровня потолка (верхнего перекрытия).
Оптимальные места для вытяжки — в верхней части стены гаража или прямо в крыше. В вытяжное отверстие труба вставляется так, чтобы онавыходила над кровлей приблизительно на полметра в высоту. Сверху она закрывается защитным «грибком», чтобы через неё в гараж не попадали осадки.

Такая вентсистема работает исправно, когда температура воздуха вне гаража ниже температуры внутри него: тогда поток воздуха движется точно от точки притока к точке выброса. Если в этих условиях будет присутствовать хотя бы небольшой ветер, система будет функционировать ещё более эффективно.
Летом зачастую возникает ситуация, когда температура внутри гаража почти не отличается от температуры снаружи. В этом случае естественная вентиляция практически «не работает». Чтобы частично решить проблему, можно установить дефлектор для усиления тяги в канале. Благодаря нему образуется зона пониженного давления, что способствует ускоренному выводу загрязнённых потоков на улицу.
Комбинированная вентиляция в гараже
В комбинированной (смешанной) системе вентиляции самостоятельно производится лишь приток воздуха. Удаление отработанного воздуха осуществляется с помощью механического устройства: специального вентилятора или вытяжной установки.
Данный способ вентиляции снижает зависимость от погодных условий и других внешних факторов, но не исключает полностью.
Комбинированная вентиляция с вентилятором
Приточное отверстие остаётся аналогичным тому, что было актуально для естественной вентиляции. Принципы расположения каналов воздухообмена тоже.
Отличие лишь в том, что появляется вентилятор, который крепится на отверстие для вытяжки. При этом устройство не требует большой мощности: как правило, 100 Вт будет более чем достаточно.
Недостатком здесь является то, что для эффективного воздухообмена вентилятор должен постоянно работать. Эта проблема решается установкой реле времени (прибора с таймером включения и выключения).
Такой вариант применяется в случаях, когда нужно дополнительно стимулировать удаление загрязнённого воздуха из гаража, понеся минимальные денежные расходы.
Комбинированная вентиляция с вытяжной установкой
Решётку для вытяжной установки можно разместить и на крыше, и в стене гаража. Само оборудование монтируется практически в любом положении.

Главное преимущество вытяжной установки в смешанной системе вентиляции — это контролируемость процесса. Это означает, что, независимо от температуры воздуха на улице, вытяжка будет работать исправно. В то время как естественная вентиляция может перестать функционировать или даже «перевернуться»: к примеру, бывший вытяжной канал станет приточным, и наоборот. В свою очередь, это может привести к тому, что воздухообмен не будет выполняться в полном объёме.
Вытяжная установка выигрывает ещё по нескольким параметрам:
- Шумоизоляция. Минвата в корпусе вытяжной установки и оцинкованная сталь в качестве материала делают вентустановку практически бесшумной.
- Простота управления. Регулировать работу вытяжной установки TURKOV возможно и без моноконтроллера. Достаточно лишь установить потенциометр на 10 кОм: с помощью него можно менять скорость вращения вентиляторов.
Таким образом, смешанный тип вентиляции подойдёт гаражам средних размеров, где может быть припарковано больше одного автомобиля или где нередко проводятся ремонтные и покрасочные работы.
Принудительная вентиляция в гараже
Механическая (или принудительная) вентиляция позволяет контролировать процесс воздухообмена и регулировать микроклимат в помещении, независимо от сезона, температурных условий, направления ветра и прочих факторов.
Такой вид вентиляции актуален для:
- крупногабаритных гаражей, рассчитанных на много машин;
- помещений, которые имеют смотровую яму или погреб;
- частных парковок подземного типа.

Принудительная система воздухообмена обеспечивает эффективную циркуляцию воздушных потоков там, где естественной или комбинированной вентиляции будет недостаточно.
Организация принудительной вентиляции в гараже
Как правило, механическая система вентиляции для обустройства гаражного здания предполагает использование двух модулей:
- Вытяжная установка. Выводит отработанный воздух и лишнюю влагу наружу.
- Приточная установка. Обеспечивает фильтрацию, подогрев калорифером и подачу в помещение свежего воздуха.
Поступление и удаление воздушных масс осуществляется по схеме «сверху-вниз», как и при других видах вентиляции.
Некоторые владельцы обустраивают в гараже мастерскую, зону отдыха или даже мини-спортзал, расширяя функциональность помещения. Для людей, проводящих много времени в гараже, более предпочтительным вариантом вентиляции может стать приточно-вытяжная система с рекуперацией тепла.
Приточно-вытяжная установка, в отличие от комбинации «приточка + вытяжка», имеет моноблочное исполнение, то есть все основные узлы и детали находятся внутри одного агрегата.
Машина также оснащена рекуператором, который позволяет подогреть приточный воздух за счёт температуры вытяжного. Потоки при этом не смешиваются — нет передачи запахов и вредных веществ.
Если гараж подключён к системе отопления, то рекуператор даст возможность существенно снизить теплопотери и, соответственно, энергозатраты на обогрев помещения. При этом КПД рекуперации может достигать 85%.

При правильном утеплении и обогреве гаража, ПВУ позволит владельцам автомобиля тратить гораздо меньше времени на прогрев двигателя и при этом экономить на отоплении, что также является приятным бонусом. А управление установкой можно осуществлять как вручную с помощью сенсорного пульта, так и удалённо через мобильное приложение.
Заключение
Таким образом, выбор типа вентиляции для гаража зависит от многих факторов, в числе которых: размеры помещения, число хранящихся транспортных средств, климатические условия в регионе, время пребывания людей в помещении и т. д.
Зачастую небольшим гаражам вполне может быть достаточно и естественной вентиляции. Сооружениям покрупнее, вероятнее всего, потребуется монтаж вытяжной установки, чтобы обеспечить эффективную вентиляцию. Что касается массивных гаражных построек, где регулярно проводятся работы по сборке механизмов и замене жидкостей, — здесь следует обратиться к системам принудительной вентиляции.
При выборе комбинированной или механический системы вентиляции мы рекомендуем тщательно измерить все необходимые параметры и обратиться к специалистам за консультацией.